Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Физическая культура составляет неотъемлемую часть жизни человека, занимая важное место в жизни людей и процессах обучения. Занятия физической культурой играют большую роль в поддержании работоспособности человека [3, 5].
Значительную роль в воспитании и обучении физической культуре отводят школе, где в основе преподавания лежат четкие методы, способы, которые в совокупности формируют хорошо организованную и отлаженную методику обучения и воспитания школьников.
Основная часть методики обучения физической культуре представлена системой знаний по организации занятий физическими упражнениями. Отсутствие знаний методики проведения занятий по физической культуре препятствует четкому и правильному выполнению заданий обучающимися, и, следовательно, снижает эффект от выполнения упражнений.
Среди всех категорий населения страны традиционно популярны спортивные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и эмоциональную сторону человека. Спортивные игры являются эффективным средством физического воспитания в школе.
Баскетбол в нашей стране особенно популярен среди детей, подростков и юношей [9, 14].
Баскетбол представляет собой командную игру с мячом, в которой игроки одной команды, передавая друг другу мяч руками или продвигаясь с ним, стремятся забросить мяч в корзину команды противника наибольшее количество раз. Одновременно игроками противо¬положной команды создается противодействие этому, они стремятся оставить свою корзину в неприкосновенности и в то же время пытаются овладеть мячом для нападения на корзину противника.
Постоянное соперничество, которое ведется с помощью естественных движений (бег, ходьба, прыжки, метание), сопро¬вождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разнообразное воздействие на психику, физиологию и двигательную функцию человека. Выполнение большого количества разнообразных движений в различном темпе, направлении, с различной ско¬ростью и напряжением, оказывает благотворное воз¬действие на внутренние органы и системы организма.
В процессе игры постоянно изменяется обстановка, что определяет высокую анализаторную деятельность человека и обусловливает необхо-димость выбора решения, постоянно предъявляя высокие требования к сознанию. Процесс игры дает человеку большую эмоциональную нагрузку, позволяет испытывать большую радость и удов¬летворение.
В процессе обучения у школьников происходит формирование двигательных умений и навыков, и одновременно происходит развитие физических (двигательных) качеств [31, 35]. Эти явления имеют глубокую взаимосвязь, но каждое при этом обладает определенными средствами и методами. Имеются также средства и методы интегрального воздействия, которые способствуют целостному проявлению навыков, качеств, знаний.
Современные условия жизни характеризуются значительным увеличением объема деятельности, которая осуществляется в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, и требует быстроты реакции, проявления находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, временной, пространственной, динамической точности движений и их рациональности с точки зрения биомеханики.
Основное средство воспитания координационных способностей представлено физическими упражнениями повышенной координационной сложности, содержащими элементы новизны.
Сложность физических упражнений может быть увеличена в результате изменения пространственных, временных и динамических параметров движений, а также в результате изменения внешних условий, порядка опоры или увеличения ее подвижности в упражнениях на равновесие и т.п., комбинации двигательных навыков.
Данная тема работы является неслучайным выбором, поскольку обучение технике защиты требует комплексного подхода с учетом поученных прежде навыков игры в нападении.
Цель работы: изучение методики обучения технике индивидуальной защиты в баскетболе у учащихся 5 классов.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
проанализировать научно-методическую литературу;
выявить анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста;
изучить методику обучения технике индивидуальной защиты в баскетболе;
выявить возможные ошибки и трудности при обучении игре в защите.
Объект исследования: техника индивидуальной защиты в баскетболе.
Предмет исследования: методика обучения технике индивидуальной защиты в баскетболе у учащихся 5-х классов.
Глава I. Обзор литературы
1.1 Характеристика баскетбола как средства физического воспитания
Баскетбол является одной из наиболее популярных игр в нашей стране. Для нее являются характерными разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, которые осуществляются в единоборстве с соперниками. Данные различные движения могут способствовать улучшению обмена веществ, деятельности разнообразных систем организма, помогают формировать координацию.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом способствуют формированию настойчивости, смелости, решительности, честности, уверенности в себе, чувства коллективности. Но эффективность воспитания зависит, в первую очередь, от того, насколько целенаправленно в процессе педагогического образования осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания [4, 5, 20].
Баскетбол, в роли средства физического воспитания, приобрел широкое распространение в разнообразных звеньях физкультурного движения.
В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Баскетбол представляет собой увлекательную атлетическую игру, которая является эффективным средством физического воспитания. Баскетбол, будучи таким средством, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.
Закрепление достигнутых результатов и последующее развитие уровня спортивного мастерства тесно взаимосвязаны с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее одаренных юношей и девушек. Такие резервы формируются в детских спортивных школах.
Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и поэтому, тщательного подбора специализированных средств и методов учебной работы. В настоящее время существует достаточно большое количество пособий, которые подробно освещают современные техники баскетбола. В этих пособиях подробно описаны общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые следует усваивать в определенном возрасте [34, 35, 38].
Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение данной задачи подразумевает наличие у преподавателя физической культуры настойчивости, творчества, множества разнообразных умений и знаний. И прежде всего, необходимо уметь организовывать не только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем таким образом, чтобы она имела собственное соответствующее продолжение в виде самостоятельных упражнений в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих учеников [12, 13].
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность имеют уникальные свойства, позволяющие формировать жизненно важные навыки и умения учеников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста
Средним считается школьный возраст 11-14 лет. Это под¬ростковый возраст, для которого характерны существенные морфофункциональные изменения в связи с его совпадением у мальчи¬ков с началом, а у девочек с первой половиной периода полового созревания. Именно для этого периода характерно так называемое вторичное вытягивание, т. е. скачок роста тела в длину. Период среднего школьного возраста сопровождается особенно интен¬сивным приростом мышечной массы и, следовательно, увеличением веса тела.
Характерно, что для девочек-подростков, половое созревание которых начинается раньше, чем у мальчиков, свойственно опережение мальчиков по показателям длины и веса тела.
Этот возраст характеризуется не только существенными изменениями объема мышечной массы, но и изменением функциональных свойств мышц. У мальчиков 12-14 лет рост мышечной силы происходит го¬раздо быстрее, чем у девочек, у мальчиков происходит одно¬временное увеличение показателей абсолютной и относитель¬ной (в пересчете на 1 кг веса) силы, то к 12-13 годам у девочек преобладает прирост общего веса тела над приростом абсолютной силы. Следствием таких изменений у девочек является снижение относительных силовых показателей, что объясняет тот факт, что девочкам трудно выполнять связанные с перемещением и удержани¬ем веса собственного тела упражнения, такие как вис, лазанье, прыжки [38].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреев В.И. Факторы, определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе. Автореферат. — Омск, 2002.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., МГУ. 2002.
3. Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры. — Ташкент. 2005.
4. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют. Физкультура в школе №7. 2002.
5. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. Под.ред. Ю.М. Портнова. — М., Физкультура и Спорт, 2004. – С. 26.
6. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу. Физкультура в школе. 2000. – С. 24.
7. Былеев Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. — М.:ФиС, 2002. – С. 81.
8. Берн Эрик. Лидер и группа. О структуре и динамике организации групп. Пер. с англ. А.А.Грузберга Екатеринбург ЛИТУР. 2000.
9. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол — Минск, Полынья. 2006.
10. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. — М., Просвещение, 2001.
11. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол. — Киев, 2004. – С. 118.
12. Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практ. Пособие. — Мн., Новое знание. 2000.
13. Волков Н.Н., Топчиян В.С. Моделирование личности и деятельности тренера и совершенствование высшего физкультурного образования. Теория и практика физической культуры №10. 2000. – С. 64.
14. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений. — М., А Генетю "ФАИР"/ 1997. – С. 38.
15. Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе: Автореферат. — М., "ФАИР"/ 2000. – С. 99.
16. Деркач А.А., А.А. Исаев. Творчество тренера. — М., ФиС. 2002.
17. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. — М., Физкультура и спорт. 2003.
18. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. — М., Физкультура и спорт.2001. – С. 21
19. Дъячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. — М., Физкультура и спорт. 2002. – С. 31.
20. Зельдович Т., Кершинас С. Подготовка юных баскетболистов. — М., Физкультура и спорт, 2004.
21. Зинин А.М. Детский баскетбол. — М.: Физкультура и спорт. 2000.
22. Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол. — Волгоград, 2004. – С. 67.
23. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. — М., Физкультура и спорт, 2004.
24. Коузи Б., Пауэр Ф. Анализ и концепции в современном баскетболе. — М., Физкультура и спорт, 2005.
25. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. — М., "Физкультура и спорт", 2000. – С. 26.
26. Кузин В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения, — М., Физкультура и спорт. 1999.
27. Линдберг Ф. Баскетбол: Игры и обучение. — М.: Физкультура и спорт. 2001.
28. Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Долгова В.А., Жиленко В.А. Практикум по спортивной метрологии. Учебное пособие. — Краснодар: КГАФК. 1997.
29. Мальчиков А.В. Социально психологические основы управления спортивной командой. — Смоленск: СГИФК. 2000.
30. Матрунин В.П. Баскетбол на уроках в V-VI классах. Физкультура в школе №1. 2000.
31. Манасанян Ж.А. Эффективные средства и методы обучения баскетболу детей младшего школьного возраста./ Автореферат. — М. 2002.
32. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., Физкультура и спорт. 2001. – С. 88.
33. Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических приемов у юных баскетболистов 10-12 лет: Автореферат. — Киев 2000. – С. 37.
34. Суетнов К.В. Обучение школьников игре в баскетбол: Учебное пособие. — Алма-Ата, 2005.
35. Суетнов К.В. Баскетбол в 5-8 классах общеобразовательной школы: Учебное пособие, — Алма-Ата, 2001.
36. Туркунов Б.И. Обучение баскетболу (V-VI классах). Физкультура в школе №4. 2003.
37. Ульянов В.А. Баскетбол. Первые шаги. Физкультура в школе, №1. 2000.
38. Федосеев В.В. На уроках баскетбола. Физкультура в школе, №2. 1999. – С. 17,142.
39. Хмелик Н.А. Постарайся попасть в кольцо. — М., Физкультура и спорт, 2000.
40. Яхонтов Е.Р., Генкин В.А. Баскетбол. — М., Физкультура и спорт, 2000. – С. 44.
41. Яхонтов Е.Р. Мини-баскетбол. — М., Физкультура и спорт, 1999. – С. 27.